«Наша главная задача – научить сотрудников правильно реагировать на сложные ситуации»

Наталия Соломатина:

Отвечая на современные вызовы рынка, компания МГТС приступила к формированию корпоративной системы комплаенс, которая будет состоять из нескольких важных элементов. О новой системе, ее важности для МГТС и перспективах развития «Московский телефонист» узнал у директора по комплаенс Наталии Соломатиной.

 

Досье
• Окончила Государственную академию управления.
• Имеет степень МВА по стратегическому менеджменту.
• Имеет диплом Международной Комплаенс Ассоциации (ICA) по корпоративному управлению, рискам и комплаенс.
• 15 лет занимала руководящие должности в инвестиционных и нефтегазовых компаниях.

 


– Наталия, расскажите, чем для вас является комплаенс?


– Для меня комплаенс – это понимание границ, в рамках которых мы имеем право работать. Это система, которая позволяет компании полностью соблюдать нормы применимого законодательства, работать в соответствии с корпоративными стандартами и другими правилами, в том числе с правилами бизнес-этики, которые зачастую сложно формализовать.


Кроме того, комплаенс – это дополнительная мера защиты работников. Элементарный пример: у вас в компании работают жена, сын или дочь, и кто-то говорит, что вы создаете протекцию, помогаете им в продвижении по службе и повышении заработной платы. Если вы заранее сообщите о том, что у вас работает родственник, ситуация конфликта интересов будет своевременно урегулирована таким образом, чтобы вы не оказывали влияние на продвижение вашего родственника по службе. Тем самым мы минимизируем риски компании и защитим интересы работника в случае возможных претензий.

 

– Что входит в понятие «культура комплаенс»? Как вы считаете, насколько сложно добиться ее соблюдения?


– Культура комплаенс – это культура добросовестного поведения сотрудников, которая обеспечивает безупречную деловую репутацию компании. Культура поведения, как и репутация, создается годами. Поэтому каждый год мы формируем комплаенс-программу, которая призвана транслировать сотрудникам культуру и ценности компании. Это весьма сложный процесс, который имеет множество нюансов. Но самым важным его аспектом, безусловно, является работа с людьми. Мы регулярно обучаем сотрудников, информируем их о правилах деловой этики, изменениях в законодательстве и новых корпоративных стандартах. Кроме того, мы всегда запрашиваем обратную связь, чтобы понимать, на каком уровне развития находится наша комплаенс-культура.

 

– Какую роль в системе комплаенс играет Кодекс делового поведения и этики?


– Кодекс делового поведения и этики очень важен для формирования культуры комплаенс, так как он определяет верхне-уровневые принципы и ценности, по которым мы живем. В МГТС с декабря 2018 года действует новый Кодекс делового поведения и этики, устанавливающий принципы и правила поведения, которые транслируются во все корпоративные стандарты.


Вводя для всех единые стандарты и правила, мы стараемся сформировать корпоративную комплаенс-культуру, которая являлась бы защитой компании от возможных нарушений, в том числе таких, как корпоративное мошенничество и коррупция. Мы стремимся к развитию такой степени сознательности, которая стала бы универсальным внутренним контролем каждого сотрудника при принятии бизнес-решений.

 

– А что делать сотруднику в том случае, если он не до конца уверен в правильности решения с точки зрения деловой этики и комплаенс?


– Я всегда говорю: «Если есть сомнения, проконсультируйтесь». Если работник не знает, как поступить, он может обратиться к непосредственному руководителю или в отдел комплаенс. Мы поможем разобраться в сложной ситуации и обязательно дадим квалифицированные разъяснения.

 

 

– Наталия, как мотивировать сотрудника поступить правильно в сложной ситуации?


– Лучший способ – объяснить на примере, что будет, если поступить неправильно.
По моему опыту, основная проблема многих сотрудников – банальная неосведомленность. В компании может быть более 500 нормативных документов, и изучить их детально просто не представляется возможным. Многие откладывают свое знакомство с ними «на потом», которое, конечно, никогда не наступает. Часто именно на тренинге они понимают, что эта информация не просто очень важна, а жизненно необходима!


К примеру, у всех на слуху понятие «коррупционное нарушение». Но далеко не все до конца осознают, что это уголовное преступление, за которое можно потерять не только работу и зарплату, но и свободу. Как только теорию мы перекладываем на понятные всем примеры и объясняем, что по конкретному нарушению предусматривает законодательство, сотрудники начинают задумываться о рисках, задавать себе правильные вопросы и принимать верные решения.

 

– Развитие технологий влияет на работу комплаенс? Каким образом?


– Безусловно, развитие новых технологий затронуло и такую сферу, как комплаенс. Сейчас на рынке существуют IT-продукты, которые облегчают работу комплаенс-контролера и позволяют автоматизировать некоторые процессы. Например, управление конфликтом интересов, заполнение этических сертификатов, согласование подарков, проверка потенциальных контрагентов. В будущем мы планируем их использовать.

 

– Наталия, удалось ли вам составить мнение о культуре комплаенс в МГТС? Как бы вы ее охарактеризовали?


– Действующая сегодня в МГТС комплаенс-культура имеет отдельные элементы антикоррупционного комплаенс: весь персонал регулярно информируется и обучается, проводится оценка комплаенс-рисков, внедрены и работают основные нормативные документы, функционирует горячая линия. Но это не значит, что нам некуда расти.
В ближайшее время перед МГТС стоит задача по формированию корпоративной комплаенс-системы, которая будет соответствовать лучшим международным практикам и требованиям регуляторов. И здесь мы будем ориентироваться на международный стандарт ISO-19600 «Построение систем комплаенс-менеджмента», а также методические рекомендации Минтруда и Росимущества.


Кроме того, мы планируем развивать новые направления, например антимонопольный комплаенс, комплаенс в области защиты персональных данных, конфиденциальной информации, охраны труда, экологии.

 

– Какие тематические мероприятия проходят сейчас или планируются в ближайшее время?


– Недавно в МГТС был запущен новый интерактивный обучающий курс по Кодексу делового поведения и этики. Курс нацелен на формирование единого понимания этических принципов ведения бизнеса и норм законодательства, которыми должны руководствоваться все сотрудники ПАО МГТС.


Планируется обновление очного тренинга по комплаенс и проведение тематических семинаров с фокусом на бизнес-процессы, имеющие высокий коррупционный риск. Очные тренинги проводятся в соответствии с утвержденным планом, однако каждый работник компании имеет возможность, не дожидаясь приглашения, в любое время записаться и пройти этот тренинг, направив заявку в Центр корпоративного обучения.


Запущен новый раздел «Комплаенс» на внутреннем интранет-портале МГТС, в котором нем собрана вся необходимая информация и нормативные документы в области комплаенс.


В октябре работников компании ждет День этики и комплаенс, к которому мы готовим ряд интересных мероприятий.


Ну и, конечно, в МГТС продолжается работа по совершенствованию стандартов и нормативных документов в целях придания бизнес-процессам большей прозрачности, а также механизмов комплаенс-мониторинга, направленных на улучшение эффективности мер, принимаемых по предупреждению коррупции и иных правонарушений в МГТС.

 

– Помочь сделать бизнес более «комплаентным» могут только определенные сотрудники компании или же это задача всего коллектива? Как мотивировать их на активные действия?


– Нужно понимать, что комплаенс – это задача не одного подразделения или нескольких ответственных лиц. Каждый работник компании несет персональную ответственность в области комплаенс и должен иметь представление о его требованиях, а также понимать границы, в рамках которых он имеет право работать. Компания ожидает, что каждый из нас будет вносить свой вклад в формирование корпоративной комплаенс-культуры.


Лучшая мотивация – это пример руководства. Наши руководители активно демонстрируют свою приверженность принципам комплаенс, а также поддерживают усилия по внедрению и обеспечению функционирования корпоративной системы tone from the top («тон сверху». – Прим. ред.)


Хотелось бы, чтобы каждый работник компании понимал, что следование правилам и стандартам позволяет нам оставаться командой профессионалов с общими целями, культурой поведения и традициями. Именно комплаенс помогает на должном уровне поддерживать взаимопонимание с деловыми партнерами и клиентами.
Очень рассчитываю на поддержку всех работников МГТС во внедрении корпоративной системы комплаенс.
Действуйте правильно!

 

Задать вопрос директору по комплаенс вы можете по телефону или по электронной почте:
+7 (495) 403-50-40,
IP 25040,
N.A.Solomatina@mgts.ru