НАВИГАТОР ПО ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕ (Часть 1)

НАВИГАТОР ПО ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕ

 

И спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

 

В бизнесе ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, дает деловая этика, которая базируется на моральных принципах человеческого общества и правовых критериях, установленных законодательными актами.

 

Этические дилеммы в кризисные времена
Добросовестное ведение бизнеса в первую очередь включает в себя честность в отношениях с сотрудниками, клиентами, поставщиками и конкурентами.

Моральная основа деловой этики лучше всего раскрывается в кризисные времена. Внешняя нестабильность наглядно демонстрирует, является ли деловая этика формальным понятием или она встроена в корпоративный культурный код, когда ни одно действие компании и ее сотрудника не совершается без учета высоких принципов и стандартов делового поведения.

Пандемия коронавируса продемонстрировала нам не самые лучшие с точки зрения этического выбора примеры. В частности, фармацевтические компании увеличивают доход за счет повышения стоимости самых значимых на сегодняшний момент товаров, таких как маски, антисептики, перчатки. Является ли это нарушением с точки зрения законодательства? Нет. Но этично ли это с учетом сложившейся ситуации в целом? Думаем, на этот вопрос каждый уже давно ответил себе сам.

К кризисным проявлениям относятся не только случаи введения чрезвычайного положения или катаклизмы, влияющие на экономику. Критическим моментом для компании может быть и необходимость принятия решения, когда бизнес сталкивается с выбором в условиях сомнительных операций: например, получить прибыль, нарушив принципы деловой этики, или отказаться от сделки? Скрыть информацию, сделав вид, что ничего не произошло, или признаться и заплатить штраф за нарушение?

 


«Трусость спрашивает – безопасно ли это? Целесообразность спрашивает – благоразумно ли это?

Тщеславие спрашивает – популярно ли это?
Но совесть спрашивает – правильно ли это? Приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная».

Мартин Лютер Кинг


 

Деловая этика vs интересы компании
Американская фармацевтическая и медицинская компания Cardinal Health вышла на китайский рынок в ноябре 2010 года, приобретя компанию, позднее переименованную в Cardinal China. После сделки Cardinal China закрыла как минимум два счета для расчетов с третьими лицами на основании утверждений, что счета использовались для дачи взяток сотрудникам китайского Центра контроля заболеваний и представителям государственных предприятий под видом маркетинговых платежей.
В декабре 2016 года Cardinal Health добровольно раскрыла результаты своего внутреннего расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). SEC признала нарушением то, что некоторые ключевые сотрудники не проходили обучение по противодействию коррупции, и то, что в компании не применялись специальные комплаенс-контроли при взаимодействии с третьими лицами, за что компания выплатила штраф в размере 8,8 млн долларов США.
Cardinal Health приняла решение вести бизнес честно и добросовестно и не скрывать факт совершения коррупционного правонарушения, за что понесла ответственность, поступив тем не менее в соответствии с высочайшими стандартами деловой этики.

 


 

Важно понимать, что это не только правильное решение топ-менеджмента, а череда правильных решений многих сотрудников компании, которые вовремя выявили, сообщили, приняли участие в расследовании и раскрытии правонарушения, сумели правильно классифицировать ситуацию и предпринять необходимые действия в соответствии с внутренними политиками и процедурами,
а также высокими нормами бизнес-этики.